Закон о защите прав потребителей» гарантирует право на информацию и на выбор – выбирайте магазин, продавца, товар по информации о них. Не покупайте продукты с земли, с безымянных грязных прилавков, у случайных продавцов. Помните, что любой магазин должен иметь вывеску с названием, принадлежностью, юридическим адресом, режимом работы. Если такой информации нет, в магазин лучше не заходить, так как под колпаком безымянности могут скрываться нарушения.
Вот несколько советов, которые помогут потребителю оградить себя от недобросовестных продавцов:
  • Зашли в магазин – оглянитесь, осмотрите его. Имеется ли в магазине уголок потребителя, где даны адреса и телефоны контролирующих организаций, правила торговли, имеется ли книга жалоб и предложений, есть ли контрольные весы;
  • Осмотрите прилавок: если на нем есть грязь, если весы зашкаливают, если на одних весах взвешивают рыбу, мясо, сыр, печенье, это должно вас насторожить;
  • Скоропортящиеся продукты покупайте только на предприятиях, оснащенных холодильным оборудованием. Если торгуют скоропортящимися продуктами, а холодильных установок нет – уходите;
  • Обратите внимание на средства измерения: весы должны быть отрегулированы, стрелка весов – на 0. Если покупаете сыпучие товары, овощи, фрукты, учтите, что тара, в которой производится взвешивание, должна быть чистой и промаркированной. За упаковку весового товара продавец не имеет права брать оплату.

Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре. Информацию о товаре можно получить из маркировки на этикетке или на потребительской упаковке. Кто и когда произвел товар, каков срок годности, хранения и реализации, условия хранения. Учтите, что даже на колбасном батоне должна быть информация о производителе, составе продукта, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения.

Необходимо обращать внимание на ценники – они тоже должны давать информацию о товаре и цене. Если ценника нет или он недооформлен, требуйте другие документы о товаре или не покупайте его. Покупая быстрозамороженные полуфабрикаты, помните, что пакет, в котором продукт деформированный, слипшийся, покупать не стоит, так как он подвергался разморозке, а значит, потерял качество.

Требуйте товарный и кассовый чеки, удостоверяющие покупку. При нарушении ваших прав никогда не проявляйте покорность и застенчивость. Если вам кажется, что вас обвесили, проверяйте вес на контрольных весах. При любом сомнении в качестве товаров требуйте документы об их происхождении и качестве (накладные, качественные удостоверения, сертификаты соответствия). Если продавец не соглашается с вашими законными требованиями, обращайтесь к руководителям магазина.

Наверно, каждый из нас, попадаясь на профессиональные хитрости продавцов в магазинах и супермаркетах, хоть раз покупал просроченные товары, которые  часто располагают в первых рядах на полках и по заманчиво низким ценам. Бывают ситуации, когда товар не просрочен, но испорчен, и это тоже повод для его возврата. Ведь это вина магазина, если они хранили молоко при неправильной температуре, или поставщика, который привез товар ненадлежащего качества в магазин. В данном случае нужно ссылаться на статью 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» и настаивать на замене товара или возврате денег.

Если приобретен некачественный продовольственный товар:

Шаг 1

В первую очередь нужно принести некачественный товар в магазин. Согласно статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право в случае обнаружения в товаре недостатков требовать замены товара или возврата денег. Желательно обратиться в магазин с чеком, но если вы его случайно выкинули, то вернуть товар без него тоже можно, если за продуктами вы ходили не одни, а со «свидетелями».

Шаг 2

В любом случае, ссылаться на закон нужно, но сработает ли это в отдельно взятом магазине, неизвестно. Сегодня практически в каждом супермаркете есть камеры видеонаблюдения, запись с которых может служить доказательством того, что вы были в этом магазине, поэтому можно потребовать установить факт покупки товара с помощью записи видеокамер.

Шаг 3

Если в магазине принципиально отказываются заменить товар или вернуть деньги, то можно написать заявление в организации по защите прав потребителей. Телефоны этих учреждений всегда можно посмотреть прямо в магазине, на информационном стенде.